Трансмашхолдинг (ТМХ) — №1 среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ и №5 — на международном рынке. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг — от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. ТМХ — российская компания со штаб-квартирой в Москве, в структуру холдинга входят производственные и сборочные площадки в России, а география работы охватывает более 30 государств. Потребность в надежном интеграционном решении назрела у ТМХ в самом начале становления компании.
Структура ТМХ состоит из значительного количества юрлиц, объединенных сквозными бизнес-процессами. Для их реализации используется множество информационных систем. Чтобы в бизнес-процессах не возникали паузы, важен оперативный обмен информацией между задействованными системами.
Потребность в надежном интеграционном решении стала очевидна еще в самом начале становления ТМХ, когда ИТ-ландшафт только формировался. Для эффективного управления не хватало оперативной информации из дочерних компаний, не было общей аналитики, а новые внедряемые системы необходимо было включать в общий контур.
До внедрения шины данных ТМХ реализовывал несколько различных решений для интеграции. Самый простой — прямые обмены между базами через веб- и http-сервисы. Подход себя хорошо зарекомендовал, но были и значимые минусы — каждая база должна знать подключение к каждой другой базе, все интеграционные процессы должны быть описаны в каждой информационной системе. Такой подход может хорошо работать только при небольшом количестве баз и систем, в случае с холдингом определенный потолок сложности таких процедур был достигнут достаточно быстро. Потребовался другой подход.
ИТ-подразделение холдинга разработало собственный маршрутизатор для веб-сервисов. Он снял часть нагрузки по хранению строк подключения к базам по типам пакетов, которые обмениваются между базами данных. Тем не менее маршрутизатор был технологически простой и не обеспечивал достаточный уровень отказоустойчивости, гарантированной доставки и т.д. На сегодняшний день ТМХ также продолжает активно использовать ITIL-решения от Microsoft и отечественных производителей на базе «1С».
В итоге было принято решение о внедрении специализированного продукта, которое позволит обеспечить производительность и стабильность интеграционного контура и в будущем сможет без проблем развивать его.
При выборе интеграционного решения в первую очередь учитывались следующие параметры:
В итоге среди представленных на рынке интеграционных отечественных и зарубежных решений выбор был сделан в пользу интеграционного решения DATAREON.
Первым этапом внедрения решения DATAREON в ИТ-структуру холдинга стал пилотный проект — интеграция 1С:MDM с системами-подписчиками. Внедрение, развитие и поддержку взяли на себя специалисты официального партнера DATAREON в части реализации проектов.
По итогам пилотного проекта стало понятно, как будет выполняться дальнейшее масштабирование:
На первых этапах шина данных представляла из себя «монолит», развернутый на одном сервере. После начала масштабирования стало увеличиваться количество серверов передачи данных, сервера разворачивались непосредственно на крупных предприятиях, где существовал большой объем локальных обменов, а функции по разработке отдельных маршрутов передавались непосредственно на предприятие.
После объединения с сервисным холдингом «ЛокоТех» произошел еще один важный этап по объединению двух интеграционных контуров. У «ЛокоТех» также ранее было развернуто интеграционное решение DATAREON, и проектной команде необходимо было выполнить не просто масштабирование: маршрут начинался на стороне системы источника, подключенного к одной шине, а заканчивался на стороне системы-источника, подключенного к другой шине. Передача данных также была реализована с разбивкой на две части маршрутов. В настоящий момент шина DATAREON охватывает около 200 различных систем-подписчиков в двух группах компаний, подключенных к двум контурам ESB.
В состав общего интеграционного контура входят следующие классы систем:
Сейчас в интеграционный контур включены все основные информационные системы холдинга, кроме документооборота. Причина в том, что ТМХ ведет проект по модернизации контура документооборота, что повлечет и изменение самой схемы организации документооборота. Как только проект завершится, будет выполнена интеграция.
Как и в рамках любого крупного проекта, в ходе внедрения решения DATAREON возникали некоторые сложности, но все возникшие новые задачи оперативно решались без каких-либо негативных последствий для бизнес-процессов.
Наибольшие вопросы возникали на этапе начала эксплуатации, в первую очередь, достаточно непростой процесс миграции из тестового контура в рабочий. Над решением этой задачи ИТ-специалисты из ТМХ работали совместно с коллегами из отдела сопровождения DATAREON.
Холдинг сразу же предпринял шаги и по формированию своего собственного центра компетенций, чтобы упростить развитие интеграционного контура в будущем. Сотрудники, которые были вовлечены непосредственно в процесс администрирования внедренного интеграционного решения, прошли сертифицированные курсы DATAREON. Далее ИТ-отдел разработал специальные методические материалы и подборку «ЧаВо», которые распространяются по разработчикам. Это позволило очень быстро подключать новых специалистов к проектам: когда на проект, где требуется интеграция, приходит новый разработчик, он получает методичку, изучает ее и проходит небольшое собеседование с администратором. По итогам собеседования он уже готов разрабатывать свою часть интеграции.
Проект внедрения интеграционного решения DATAREON для холдинга прошел безболезненно и практически незаметно. Несмотря на значительно выросший объем интеграций, большинство пользователей не заметили этого.
Основные изменения стали заметны в работе департамента информационных технологий ТМХ. Несмотря на серьезно выросший объем интеграций, количество маршрутов и подписчиков, у холдинга практически не увеличились затраты на эксплуатацию интеграционного контура. При этом сопровождением проекта занимаются 1-2 специалиста.
Большое количество реализуемых проектов потребовало также провести организационные изменения. Создан репозиторий интегрируемых объектов, передаваемых между системами, также есть репозиторий маршрутов. При возникновении идеи новой интеграции ИТ-департамент смотрит, есть ли уже такие объекты, не дублируются ли уже существующие интеграции и т.д.
Основное качественное улучшение — интеграции перестали быть запутанным клубком, теперь у администраторов шины есть возможность осуществлять мониторинг интеграционных потоков из одного места. Новые интеграции внедряются настолько быстро, что в проектах даже не закладывается время на их разработку — на проектирование решения уходит больше времени, чем на его интеграцию.